Привет, это я — Woronokin и сегодня я расскажу тебе об одной из своих самых любимых видеоигр, а называется эта игра — JET SET RADIO!
Знал бы ты как долго я собирался снимать этот ролик … Обложку я сделал еще в 2018 году, а сегодня, на секундочку — уже 2022 год.
Данный обзор планировал выпустить еще 4 года назад, но забросил эту идею в дальний ящик. Но, благодаря проекту от Сыендука — Попкульт, я замотивировался и решил все же реализовать задуманное.
И знаешь что? За все эти 4 года игра ни капельки мне не надоела, хоть играю я в нее не так часто, но раз в год–два ее с удовольствием перепрохожу.
Jet Set Radio — это игра-легенда, данный шедевр вдохновил многих творческих людей от игроделов до музыкантов и художников. А вот, чем именно это чудо вдохновило и что из этого получилось – об этом далее и пойдет речь.
Начало
Пара слов о сюжете:
События разворачиваются в Азиатском городе Токио-Ту, или просто Токио. Больше всего здесь чтут свободу самовыражения путем рисования граффити и последнего ноу-хау — ролики на нитринных батареях, которые придумали почти вчера) Все было бы просто замечательно, ноооо есть всегда есть какие-то но, в данном случае – это правительство Токио совместно с бизнес-конгломератом Rokkaku, которые объявили борьбу с вандализмом местных банд, подрядили на зачистку улиц капитана местной полиции Онишима, а так же дали ему в помощь весь полицейский и военный арсенал. Местные главы и бизнесмены настолько радикальны, что послали на борьбу с подростками на роликах танки и боевые вертолеты! Вы только вдумайтесь в ЭТО! Вот где вдохновлялся создатель игры “Гульмэн” с его боссом-вертолетом))
Граффитчики на колесах помимо стычек с правительством, умудряются еще и воевать между собой за территории. И как вообще при таком раскладе они еще держатся на плаву? Все просто: у них есть информатор, ведущий подпольной радиостанции Jet Set Radio, известный под именем — DJ Профессор Кей. Он не только держит в курсе всех событий, а еще ставит просто роскошный саундтрек.
Музыка задает темп и без того динамичной игре, а так же является неотъемлемой частью происходящих событий. И, именно благодаря саундтреку, я и узнал о существовании этого шедевра.
Как я познакомился с данной игрой
Мой путь знакомства с игрой начинается в далеком 2015-ом году, я только начинаю знакомиться с творчеством деятелей страны Восходящего Солнца, открываю для себя различные аниме, и по совету своего товарища начал смотреть аниме Air Gear. Сюжет и атмосфера сериала на столько меня захватили, а музыка погружала в самый настоящий экстаз. При чем здесь аниме? – возникает такой вопросик.
Да при том, что аниме мне казалось таким атмосферным и целостным благодаря композициям некого Skankfunk. Когда я закончил смотреть Air Gear – мне хотелось еще чего-то такого же драйвового и энергичного в плане звучания. И я начал искать, вдруг данный музыкант сотворил что-то еще? И, о чудо! Оказалось Skankfunk – это второй псевдоним одного известного композитора компании Sega – Hideki Naganuma. Именно тогда я узнал, что Hideki написал саундтрек к игре Jet Set Radio.
Музыка
Раз уж мое знакомство с игрой прошло через музыку, то и особенности игры начну описывать с этой, очень важной, ее части. Hideki Naganuma написал около половины треков, а полный треклист (в совокупности всех версий игры) состоит аж из десятков композиций разных музыкальных направлений!
Саундтрек Jet Set Radio включает в себя как оригинальные, так и лицензированные треки различных жанров, включая:
- J-pop,
- хип-хоп,
- фанк,
- электронную музыку,
- рок,
- эйсид-джаз,
- трип-хоп.
Приличное количество музыкантов и композиторов, среди которых отметились Ричард Жак, Deavid Soul, Toronto, B.B. Rights, Rob Zombie и многие другие деятели, благодаря которым игра засияла новыми красками, а саундтрек вполне может звучать отдельно от игры и занять почетное место в плейлистах многих меломанов.
Такое количество разнообразнейших композиций далеко не так часто встречалось в играх тех времен, а оригинальность саундтрека была отмечена многими игровыми критиками.
Геймплей
Нам предстоит удирать от полиции, военного арсенала и местной мафии, одновременно с этим успевая выполнять трюки и рисовать граффити, в том числе, догонять и закрашивать самих членов вражеских банд, закрашивать боссов за определенное время. А теперь чуть подробнее:
Да, баллончики с краской здесь являются средством борьбы, как в плане творчества, чтобы выразить протест и бороться с системой, так и в физическом плане, чтобы расправиться с противниками. Сами баллончики – ресурс не бесконечный и их придется подбирать, катаясь по уровням, для пополнения запасов персонажа.
Помимо подбирания баллонов с краской, нам так же предстоит подбирать аптечки, так как от падений и люлей в этой игре никто не застрахован.
Можно выполнять челленджи на время, а так же собирать Души граффити – так с любовью здесь называются коллекционные предметы. За каждый такой предмет игра любезно вознаграждает наш игровой артбук новым граффити, которые можно использовать в игре и именно выбранные вами изображения вы сможете наносить на стены игрового мира.
Играть мы начинаем за члена банды GG по имени Бит. Выполняя челленджи, на которые нас вызывают роллеры с фразой типа “Можешь повторить” где и предстоит повторить проделанные соперником маршруты, либо выиграть его в гонке, либо опередив соперника и первым затегать указанное место.
И, если игрок все-таки выполняет данные задания, то присоединяет к своей банде новых участников, которых, кстати, можно использовать в качестве основного игрового персонажа. Каждый член банды имеет свой размер здоровья, запас краски, которую способен унести с собой за раз, ну и скиллы в граффити разумеется, т.е. скорость рисования. Присоединяя к GG роллеров, коллекция граффити так же пополняется новыми образцами.
Рисуешь граффити, преумножаешь ряды своей банды, отвоевываешь территории у вражеских группировок — дабы нарастить свою мощь и победить вселенское зло). Подобными идеями успешно пользовалась Rockstar Games в GTA San Andreas.
Особенности
Графика в JSR выполнена в стиле cел-шейдинг (сel-shading), что придает картинке рисованный вид, словно ты погружен в комикс или мангу, а так же позволяет игре выглядеть достойно спустя 20 с лишним лет после своего выхода. В 2000-ом году это был прорыв, ведь Джет сет радио — это первая в мире игра, которая полноценно использовала данную технологию.
Некоторые отдают первенство выпущенной в конце 1999 — Fear Effect от Kronos Digital Entertainment для платформы PlayStation. Но дело в том, что в Fear Effect не применялась технология cел-шейдинг , а просто использовались обычные плоские текстуры имитирующие манга стиль и не реагировали на освещение и перемещение в пространстве. — за данную информацию благодарен авторам статьи с сайта Канобу.
Сегодня данная технология используется во многих проектах:
- Ōkami,
- Shin Megami Tensei,
- Team Fortress 2,
- серия Borderlands,
- игры студии Telltale,
- Thronebreaker: The Witcher Tales,
- Street Fighter IV,
- Prince of Persia (2008),
- League of Legends,
- GTA: Chinatown Wars,
- The Legend Of Zelda: The Wind Waker …
Короче, список можно продолжать еще очень и очень долго.
И на этом, подразделение Sega, студия Smilebit , создавшая данный шедевр, не остановилась.
Игроки имели в своем арсенале множество вариантов граффити, которые старательно создавались при участии таких художников, как : легендарный граффитчик Эрик Хейз (Haze) , а сам Inkie который внес огромнейший вклад в развитие стрит арта, на момент создания игры возглавлял отдел креативного дизайна Sega и создал большую часть граффити для игры Jet Set Radio. Так же могу отметить, что Inkie сотрудничал с всемирно-известным уличным художником Бэнкси.
В игре было доступно более 100 различных граффити, а, если этого было мало, то пользователям была дана возможность создать свое граффити во встроенном в игру графическом редакторе, чем-то напоминавшего программу Paint.
С помощью сервиса SegaNet можно было делиться своим творчеством с друзьями. Т.е., если можно так выразиться, SegaNet являлась одним из прародителей Мастерской из Steam! Еще раз! Все это ожидало игроков в двухтысячном году! Я просто в шоке!
В переиздании игры, на смартфонах вместо SegaNet добавили возможность рисования поверх своих фотографий и использовать получившееся творчество в качестве граффити в игре. Благо сейчас существует созданный фанатами софт, который позволяет использовать собственные изображения в качестве граффити в ПК-версии игры.
Игра была одной из первых с большим открытым 3D-миром. При чем не просто статичная 3д-карта, а мир был действительно живым. Взять к примеру физику объектов — ты прыгаешь на машину, и она пружинит. Толпа разбегается в стороны, когда игрок проезжает мимо и многое другое.
Недостатки
Основные претензии к игре сводятся к двум моментам: навигационная стрелка и управление. Иногда выделяют медленный темп, что персонажи едут медленно и т.д. – это крайне субъективное мнение, поэтому и к полноценным недостаткам это относить не стоит.
Не всегда понятно, куда показывает стрелка и куда нужно идти. Тут в общем-то все понятно.
Второй момент – это управление, и тут преданные фанаты утверждают, что к этому можно очень быстро можно привыкнуть, но во многих обзорах можно заметить, что управление просто ужасно. Я отношу себя к фанатам и согласен с тем, что к управлению можно быстро приловчиться. А, так как я являюсь фанатом, то не могу быть объективным на 100% и могу простить игре любые огрехи за то, какие эмоции и сколько вдохновения на творчество она дает.
Порты и переиздания
Прежде, чем переходить к следующей части обзора хотелось бы рассказать про порты JSR на других платформах и переиздания игры.
Я намеренно пропускаю разницу в версиях игры вышедших на Sega Dreamcast – так как эта информация будет актуальна либо для спидранеров, либо для владельцев Dreamcast. Отличия в версиях игр вы сможете прочитать в статье на wikipedia >>> (раздел: «Версии и выпуски»)
Jet Set Radio переделывали под мобильные и портативные платформы. Всего было 2 ремейка. Первая под названием Typing Jet — это игра, в которой игроки преодолевают препятствия и убегают от полиции быстро вводя на телефоне различные символы.





Typing Jet был выпущен для японских мобильных телефонов компанией Sega 22 июня 2001 года и на сегодняшний день игра утеряна, осталось лишь несколько скриншотов от Хидеки Наганумы и 1 скриншот – вырезка из японского журнала Dorimaga за 2002 год. Если вам что-то известно по данному ремейку – напишите об этом в комментариях!
За ним последовал ремейк для Game Boy Advance , разработанный Vicarious Visions и опубликованный THQ в Северной Америке 26 июня 2003 г. и в Европе 20 февраля 2004 г. В игре используется движок игр Tony Hawk и изометрическая перспектива, а также имитируется затененная графика Сэл-шейдинг, с некоторыми оригинальными уровнями и сокращенными песнями.
Игра была переделана под особенности консоли и во многом упрощена, но все-таки имеет свои плюсы, например, более продвинутый редактор граффити (хоть он и позволяет рисовать граффити небольшого размера) и реализован многопользовательский режим, чего нет ни в одной официальной версии игры.
Ремастер Jet Set Radio был разработан компанией BlitWorks и вышел в 2012 году на многие актуальные платформы того времени: PlayStation 3, Xbox 360, Windows, PlayStation Vita, а так же и на смартфоны, включая iOS и Android. На данный момент поддержка ремастера прекратилась и ныне недоступна в Google Play (android) и App Store (ios). Тем не менее пользователи ос Andoid все еще могут запустить на своих устройствах данную игру, да и на ПК игра все еще доступна. Более того, в 2016 году игра стала запускаться на платформе Xbox One в режиме обратной совместимости, а позднее игра подружилась с Xbox Series X и S.
По случаю выхода JSR HD – Sega организовала граффити-конкурс, в котором мог принять участие любой желающий. Лучшие граффити участников были добавлены в игру, всего было выбрано 13 работ (5 из которых были большого размера, а 8 – маленького размера).
Ремастер был лишен возможности делиться своими граффити, как это было на Dreamcast, а так же лишился трех музыкальных композиций «Dunny Boy Williamson Show», «Yappie Feet» и «Many Styles», НО: появился поддержка широкоформатных экранов с большим разрешением, подтянули текстуры, улучшили управление, появилась онлайн-таблица лидеров и система достижений, а в саундтрек были включены композиции североамериканской, европейской и японской версии игр и включает бонусные треки из своего продолжения, Jet Set Radio Future.
Future
Следующая часть серии вышла в 2002 на платформе Xbox. И в этот раз Sega наступила на те же грабли, выпустив игру эксклюзивно на не самую популярную платформу, продажи которой могли ожидать лучшего, что сказалось и на продвижении Jet Set Radio Future. Игра даже получила звание самой несправедливо проигнорированной игры в OXM UK Awards в год ее выпуска. И никакие высокие оценки критиков не спасли положение дел, хоть игру и называли одной из самых лучших игр в мире, я не шучу, так об игре отзывались в свое время игровые журналисты IGN. Я с ними полностью согласен, игра получилась чуть ли не лучшим представителем своего жанра и заслужила законное место в сердечках каждого фаната серии Jet Set Radio.
Перейдем к геймплею игры.
Геймплей по сути остался прежним, нужно кататься на роликах, рисовать граффити и побеждать всех “негодяйских негодяев”, но процесс игры улучшили в разы!
Убрали таймер, навигацию сделали более понятной, а управление стало на порядок удобнее, добавили трюки на роликах из реальной жизни, например — powerslide. Локации стали больше, а игра получилась еще более динамичной, чем первая часть. Геймплей так же стал проще и, как по мне, так же добавил в динамике. Рисование граффити происходит сразу же по нажатию кнопки, т.е. убрали QTE-скрипт, где надо было подойти к маркеру, затем запускался скрипт и нужно было нажимать кнопки в определенной последовательности, выйти из данного режима рисования можно было только из-за атаки противников или нехватки краски, ну и так же, закончив рисовать граффити до конца. В JSRF сделано куда проще и игра от этого ничего не потеряла, а даже наоборот, стала еще лучше. Появился режим ускорения, активировать который мы можем собрав 10 баллончиков с краской. С его помощью можно не только нехило так ускориться, но и сбивать врагов, вводя их состояние оглушения на несколько секунд.
По сути, Сега сделала переосмысление на первую часть, улучшила и исправила все, что можно было улучшить и исправить! Перед Вами эталонный сиквел игровой серии!
Сюжет
Игра начинается за персонажа по имени YoYo, новичка из банды GG.
Наша уличная банда борется за контроль над улицами против конкурирующих банд, а также крупной и могущественной корпорации, известной как Rokkaku Group, во главе с Годзи Роккаку. Группа Роккаку пытается силой захватить контроль над Токио и превратить его в тоталитарное полицейское государство.
Сюжет по своей концепции схож с первой игрой серии, вот только сюжетным продолжением Future назвать нельзя.
Ведущий художник-дизайнер Рюта Уэда и композитор Хидеки Наганума заявили, что, хотя многие персонажи выглядят похожими на персонажей Jet Set Radio, история JSRF разворачивается, цитирую: » с другими персонажами, в другом мире, в другой временной шкале”. Об этом свидетельствует тот факт, что игровые персонажи, никогда не встречались до начала событий Jet Set Radio Future.
Картинка
Цветовая гамма стала более спокойной, мне она понравилась, но яркие краски из первой части привлекали меня куда больше. И данный пункт единственным можно отнести к недостаткам, да и то с большой натяжкой, так как цвета выглядят гармонично и хорошо отражают происходящее в игре, что создает свою уникальную атмосферу. Графику, к слову, тоже подтянули.
Граффити
В JSRF значительно прокачали редактор, с помощью которого можно создавать собственные граффити. Игроку доступно множество шрифтов для текстов, и функций, в том числе — появилась возможность регулировать размер и “объем” текста, а каждую букву можно расположить в произвольном месте, да и допустимое количество вводимых символов увеличилось до 15 (информация из мануала по игре JSRF ).
Что касается галереи граффити добавленных художниками в игру: в отличии от первой части, где было 3 размера граффити, в Jet Set Radio Future существует 5 видов граффити: SS, S, M, L, XL. У SS Graffiti по 1 метке, у M graffiti — 3, у L graffiti — 6, а у XL graffiti — 10 меток. Самих граффити так же значительно прибавилось в игре, фанаты с сайта jetsetradio.fandom.com насчитали аж 140 различных изображений и данный список, возможно, является не полным.
Музыка
Благослови Господь композиторов невероятного саундтрека Jet Set Radio Future за появление моего любимого альбома музыки из видеоигр и одного из моих самых любимых треков: Richard Jacques — What About the Future.
Саундтрек включал в себя 31 композицию и содержал в себе как множество оригинальных композиций, так и ремиксы песен из первой части. Благодарю от всего сердца Hideki Naganuma, Richard Jacques, The Latch Brothers, Guitar Vader и многих других музыкантов за такое аудиальное разнообразие. До сих пор по телу идут приятные мурашки при прослушивании!
Несколько треков из Jet Set Radio Future позже были включены в игру Sonic & Sega All-Stars Racing (2010).
Что тут можно еще сказать – это просто надо услышать! Так что, вперед знакомиться с JSRF!
Как поиграть в игру сейчас:
Можно запустить игру на оригинальном Xbox или на Xbox 360 в режиме обратной совместимости, либо воспользоваться эмуляторами CXBX или XEMU. Лично я запускал игру через CXBX — ссылка на эмулятор >>>
Jet Set Radio: Наследие
Игровая серия настолько плотно засела в умах фанатов как эталон мотивации к творчеству, что игроки так замотивировались и столько всего натворили, что мне трудно будет поместить все многообразие в данный обзор. От идей геймдизайна и фанатской музыки, до активных сообществ и сайтов от фанатов.
Отдельно обращаюсь к собратьям фанатам – в данном обзоре я затрону лишь немногий пласт творчества и расскажу о тех проектах, что больше всего меня зацепили. Если Вы считаете, что я что-то пропустил или с чем-то не знаком, то смело пишите об этом в комментариях.
jetsetradio.live
Начну, наверное, с главного вещательного проекта – сайта jetsetradio.live
Данный проект, так же как и в игре, представляет собой радиостанцию транслирующую отличную музыку. На сайте имеется несколько музыкальных разделов, включая саундтреки из оригинальной серии игр, крутые тематические музыкальные разделы (например LO-FI), музыку от фанатов и саундтреки из игр, которые являются идейным продолжением Jet Set Radio. Сайт имеет в арсенале не только музыку, а много чего еще:
- видео-раздел JSRL TV (аналог тиктока на тематику JSR),
- стену граффити, где каждый желающий сможет разместить граффити из игры или вставить ссылку на свое собственное творчество
- онлайн-чат, где так фанаты могут общаться друг с другом
Игры, вдохновлённые JSR
Многие фанаты уже слышали об играх инди-разработчиков, таких как Hover: Revolt of Gamers, Lethal League Blaze, Butterflies, а так же о грядущих Bomb Rush Cyberfunk и Freejack Online. Рассказывать о каждой я не буду, скажу лишь, что все эти игры мне нравятся, так как их объединяют идеи JSR, а к написанию саундтреков некоторых из них приложил руку сам Hideki Naganuma, в остальных случаях музыка созданная фанатами тоже не подкачала.
Остановиться чуть подробнее я бы хотел на проекте Jet Set Radio Future Multiplayer (JSRF MP), созданный фанатом под ником Screenracer на движке Unity. Проект представляет собой этакий ремейк игры JSRF на ПК, основная часть которого лежит в онлайн режиме. Да, пускай, все карты уровней перенесены не на 100%, но выглядит все очень схоже, перенесены все 24 персонажа и их анимации, а так же перенесены некоторые персонажи из первой части. Скопированы так же и игровые механики из оригинала. Ощущается проект точно так же, как оригинальная игра.
Музыка осталась из оригинальной игры + добавлены некоторые фанатские композиции, например, альбом Vera FX для неанонсированной части Jet Set Radio Revolution, добавлены кастомизация персонажей и своего гаража, а так же новые игровые механики и режимы.
А, вот, сюжетная часть отсутствует, но, тем не менее, присутствуют интересные миссии в офлайн свободном режиме. Пока писал сценарий, почитал дневник разработчика и да, разработчик планирует добавить сюжет! Правда он не будет повторять собой сюжет оригинальной игры.
Проект бесплатный и находится в альфа тестировании, обновления выходят не так часто, так как игру делает всего 1 человек в свободное время, но тем не менее, проект все еще живой. Так же у проекта имеется активный сервер в Discord.
Коммьюнити и творчество
Творчество фанатов игры включает тысячи фан-артов по JSR, спидран-коммьюнити, а так же моддинг. Больше всего модов создается под JSRF, даже имеется Менеджер модов, который работает как платформа для просмотра, обмена, загрузки и управления модами.
В русскоязычном сегменте интернета, в том числе, присутствуют активные сообщества посвященные игровой серии:
- постироничная радиостанция | Jet Set Radio – фандом с мемами по вселенной
- Jettin’ – паблик, где выкладывается красивые арты, новости по фанатским проектам, и множество контента по Jet Set Radio. Когда-то закидывал им в предложку пару постов, а сейчас, благодаря данному паблику я узнал о следующем сообществе …
- Русская Локализация Jet Set Radio Future – название паблика говорит само за себя, люди делают перевод JSRF и он почти закончен! А что самое прекрасное в и без того прекрасном проекте – это то, что в перевод добавляют удаленные из американской и европейской версии реплики персонажей, те реплики, что присутствовал в японской версии игры.
- отдельно хочется поблагодарить паблик #mashup за челлендж по созданию мэшапов по тематике Jet Set Radio – Jet Mash Radio, а особенно организатора сего мероприятия — ShonGreen. Лучей добра тебе и благодарю за продвижение JSR в массы. Сет из десятков мешапов вышел настолько эпичным, что даже какое-то время красовался в качестве отдельной радиостанции на портале jetsetradio.live, а в том же паблике еще неоднократно выходили мэшапы по JSR-тематике. Позднее даже вышла модификация, добавляющая сборник мэшапов в первую часть игры.
Хочу также отметить неанонсированный проект Jet Set Radio Evolution (JSR EVO), концепт-трейлер которого компания Dinosaur Games пыталась пропихнуть в компанию Sega, жаль, что безуспешно.
Об этом концепте вспомнили фанаты во время 20-летия выхода JSR под предводительством зарубежного блогера — SilvaGunner. Он организовал стрим с сетом творчества фанатов, включающий мэшапы и оригинальные композиции, в том числе и наших соотечественников.
Эпилог
В данном обзоре я затронул далеко не все аспекты игр серии JSR и всего лишь малую часть творчества фанатов. Цель данного обзора была в том, чтобы показать — как с любовью сделанное дело может вдохновлять на творчество и какие плоды данное творчество приносит спустя более 20 лет. Делитесь в комментариях вашими находками по играм серии, а так же пишите, что вдохновило именно вас.
Под конец обзора мне бы хотелось вернутся к Jet Set Radio Future — действие игры происходит в 2024 году, что напоминает нам о том, что и в нашей жизни скоро наступит будущее. Игровая серия Jet Set Radio двигает идеи о свободе самовыражения, о важности творчества и самое главное, как завещал “смешной и невозмутимый” Хидеки Наганума:
“UNDERSTAND THE CONCEPT OF LOVE”
… и наше будущее будет в полном порядке. Живите по сердцу.
Рубрика: Блог